Мицво-мобиль доехал домой к Абрамовичу, где члены еврейской экспедиции и установили мезузу

Мобильные синагоги впервые появились в 1974 году в Нью-Йорке. Там раввины на двух трейлерах ездили в разные районы города, чтобы рассказывать людям о Торе и ее заповедях. Потом эта идея была реализована в Израиле, несколько лет назад — в России и Беларуси. В Украине уже мицво-мобиль уже дважды выезжал в экспедицию.

Автор: Ирина Левченко

Фото и видео: Ирина Левченко, Анна Стаценко
Ф

В 2018 «Фиаты»-автокемперы посетили Одессу и Измаил, Мелитополь и Херсон, Токмак и Геническ. А еще Тростянец, Харьков, Сумы, Чернигов, Нежин, Чугуев и другие города. В Мелитополе первая экспедиция побывала в 2017.

Про експедицию нам рассказала председатель мелитопольской городской еврейской общины Анна Стаценко.

2017 год -слева направо — сыновья раввинов и будущие раввины Менди, Эли, Менахем, Мендель

2017 год — детвора раскрашивает цдаки 

— Мицво-мобиль — это такая синагога на колесах. В экспедиции принимают участие сыновья раввинов Одессы, Запорожья и Николаева — молодые парни, будущие раввины, студенты иудейских школ из США, Европы и Израиля. Молодые люди разработали такой проект, выиграли грант, приобрели специальный транспорт.

2017- Мероприятие для детей в Херсоне

С какой целью? Они приезжают туда, где в общинах нет раввина, работающих синагог. Для членов еврейских общин они проводят ритуалы, связанные с иудейством: накладывают на мужчин тфилин, читают Заповедь, вечером пятницы делают настоящий религиозный шаббат от зажигания свечей до шаббатней трапезы.

2017 год — еврейский дом в Никополе под охраной Мезузы. А хозяин дома никогда в жизни не одевал тфилин

Утром в субботу опять собирают мужчин, женщин, отмечают день шаббата молитвами и находятся на территории общины, которая их приняла, до завершения шаббата, так как в шаббат запрещено передвигаться на транспорте, можно только ходить пешком. Это такие традиции. Для чего Моисей когда-то это сделал? Чтобы хотя бы один день в неделю евреи посвятили Богу, себе и своей семье.

И что еще очень важно — они привозят и устанавливают мезузы в еврейских домах. В этом году у них тоже будет такая акция. Мезуза — это оберег еврейского дома в виде пластмассовой или деревянной коробочки с пергаментом внутри, на котором написана самая главная молитва не только евреев, а всего народа — «Шма, Исраэль».

Установка мезузы в Токмаке

«Слушай, Израиль: Господь – Бог наш, Господь один». У них такая будет миссия — они проведают семьи и установят мезузы на косяках дверей. Также представители экспедиции проведут детский мастер-класс и сделают религиозный шаббат с угощением для всех, кто будет участвовать в этом мероприятии.

Но самое главное, что ребята соберут всех членов общины и будут рассказывать все, что связано с Торой, иудаизмом, все, что связано с нашими традициями. Это такой религиозный аспект — то, чего нам не хватает, потому что мы, все-таки, светская община, у нас нет духовного лидера.

В 2017 году члены нашей общины интересовались, приедет ли мицво-мобиль еще раз. Эмоции, которые испытывали члены мелитопольской общины, сложно описать. Надо было видеть глаза 13-летнего мальчишки, Влада Сташко, которому первый раз одели тфилин, которого первый раз вызвали к свитку Торы, дали ему еврейское имя и показали в Торе его личную букву!

2017 — Мелитополь, Влад Сташко стал совершеннолетним

— Экспедиция организована Федерацией еврейских общин Украины и проходит под девизом «Даже от одного хорошего дела может засиять свет!» — ранее рассказал член херсонской еврейской общины, сын главного раввина Херсона и Херсонской области Менахем Вольф. — Когда люди видят наш мицво-мобиль, получается, что им не надо идти в синагогу, синагога приходит к ним. Например, мы проводим бар-мицва — обряд посвящения еврейского мальчика.

Мальчик, которому исполнилось 13 лет и 1 день уже считается совершеннолетним. Но это не значит, что он может покупать алкоголь в еврейских магазинах, это значит, что теперь он несет ответственность за свои поступки, свою жизнь, свои отношения с Богом, окружающими людьми! То есть, получает больше ответственности для себя. И в этот день он также наматывает и возлагает на себя тфилин, потому что с 13-ти лет еврей должен исполнять эту заповедь. Тфилин — это две маленькие черные коробочки из кожи кошерных животных, содержащие написанные на пергаменте отрывки из Торы, одну из которых при помощи ремешков укрепляют на руке против сердца, другую — на голове, на линии волос.

А мезуза обязательно должна быть дома у каждого еврея! Мы взяли с собой в дорогу более 300 мезуз, которые ставим в домах у евреев: желающих их установить оказалось гораздо больше.

В семье евреи и русские, но рыбу фиш любят все

— Скажите, а в наше прошлое советское время в вашей семье что-нибудь напоминало о том, что вы еврей: какие-то обычаи, ритуалы или хотя бы рыба фиш?

— Не, ну рыба — это святое, — улыбается в ответ 80-летний Виктор Зильберглит. — Фаршированную рыбу бабушка готовила и мама. А вообще-то семья была обычная, советская. Папа — член партии, был директором завода «Бытмаша», потом «Радуги». У меня оба родителя евреи. Но никаких чисто еврейских праздников не отмечали. Помню, что первое время, когда мы после войны вернулись сюда из эвакуации, квартировали у своих родственников. Там жила бабушкина сестра. И вот когда они вдвоем с бабушкой на кухне что-то готовили, то между собой разговаривали на идише, а нас, детей, выгоняли: нельзя было это слушать. Потому и языка этого ни у кого из нас, младшего поколения, не осталось.

2018 — Виктор Зильберглит жил в Израиле и в Канаде, но вернулся в Украину

 Когда вы прикоснулись к еврейской культуре, образу жизни?

— А вот когда вернулись с женой из Канады. Это длинная история. В 1995 году один из наших сыновей-близнецов, которые к тому времени уже отслужили в армии, в Афганистане, решил уехать из страны в Израиль. Мой отец посоветовал его семье поменять фамилию Зильберглит на фамилию моей жены: «Вам там будет лучше с русской фамилией». И они стали Паромовы. С тех пор они все Паромовы – оба сына, шестеро внуков, и уже один правнук.

Сергей уехал в Израиль, а близнецы друг без друга не могут, поэтому и брат решил уехать к нему. И нас уговорил. Моя жена — русская. И у них жены русские — все перемешалось. Но фаршированную рыбу любят все (смеется собеседник). Мы все перебрались в Израиль. Там они работали, но потом их стали призывать в армию. Они посмотрели на эту армию, и сын, который первый уехал туда, сказал: «Я не хочу, чтобы мы сыновья постоянно воевали». Тогда они переехали в Канаду, а мы с женой остались в Израиле. Всего там прожили 11 лет, а затем еще 6 лет в Канаде у детей.

Но нам никак не удавалось там оформиться. По канадскому закону мы должны были подать документы и уехать на год, потом вернуться. А мы не уехали. Правительство посчитало, что мы там лишние, нам купили билеты и проводили на родину. Спросили: «Вас в Израиль отправлять?» — раз мы оттуда приехали, а я говорю: «Нет, я не хочу в Израиль, я хочу в Украину». Потому что за 17 лет отсутствия здесь я не выучил ни одного языка, кроме того, что знал. Чтобы язык «пошел» — надо общаться с его носителями. Но я уже был пенсионером, и у меня не было окружения, с которым бы приходилось общаться. А вот у невесток язык пошел даже лучше, чем у сыновей. В Канаде они доучили французский, потом английский, потому что в провинции Квебек используют оба языка. Они только на днях уехали домой, навещали нас. Все легко общаются как на одном языке, так и на другом. Я выяснял у внуков, на каком языке они думают. А они говорят на французском, английском, на русском, и даже писать на нем могут, но с ошибками. Еще немножко знают испанский. «Ну, если на французском спрашивают, думаем на французском, если на английском — то на английском», — объяснили внуки. Самый старший внук еще и на иврите изъясняется, читает, пишет. Он вырос в Израиле, и жена у него оттуда же.

 Когда же вы стали посещать еврейское общество в Мелитополе?

— Это было в 2013 году. Жена моего покойного друга сюда ходила, она меня и позвала: «Идем, посмотришь — как тут, что тут». Правда, старых знакомых становится все меньше и меньше.

— А кипу когда впервые надели?

— Впервые одел в Израиле. Как мы только приехали туда, нас опекала одна синагога: помогала необходимыми вещами. Чтобы туда войти, мне надо было надеть кипу и мне тогда выдали картонную.

Разговор прервал большущий «Фиат»-автокемпер, который с трудом развернулся в маленьком дворе Интеркультурной, 45.

Знают русский язык и иудейские традиции

Из фургона вышли трое молодых людей — участники экспедиции, сыновья раввинов южных областей Украины. Они же помогли выйти старенькому мелитопольцу с палочкой, чей дом только что навестили.

— Мы побывали в еврейских домах, где на косяках дверей укрепили мезузы — своеобразные обереги семей, — пояснил один из юношей. — Но успели только в два дома. А были такие города, где мы успевали 7-8 мезуз укрепить. Теперь человек заходит-выходит из дома — и постоянно находится под защитой Всевышнего. Женщина так обрадовалась, что даже заплакала и благословляла нас от всей души и от всего сердца, как только может благословлять еврейская бабушка. И вот у этого дедушки также укрепили мезузу.

2018- Мезузу укрепляют на косяке входной двери

— Это Всевышний продляет мне жизнь! Исцеляет Господь меня, исцеляет, — прослезившись от избытка чувств, говорит 79-летний Леонид Залманович Абрамович. — У меня не было раньше мезузы. У нас и ребе нет здесь. А теперь я не могу передать своей радости!

Леонид Абрамович радуется, что теперь его дом и его охраняет Всевышний

Знакомимся: 19-летний Леви Вольф — один из восьмерых детей главного раввина Одессы и юга Украины. Он четыре года учился в Израиле, в новом учебном году будет учиться в Нью-Йорке в иешиве (иешива  институт, являющийся высшим религиозным учебным заведением, предназначенный для изучения Устного Закона, главным образом Талмуда).

20-летний Шломо Готтлиб — сын главного раввина Николаева и Николаевской области. Он только окончил учебу во Франкфурте-на Майне, до того учился два года во Франции (там тоже одна из самых больших иешив в мире), еще раньше — год в Манчестере и три года юноши вместе учились в Москве.

Арье Вольфу тоже 20, он — сын главного раввина Херсона и Херсонской области. И эти каникулы у него проходят между предыдущим обучением во Франкфурте и предстоящим в Нью-Йорке.

Студенты иешивы выступили перед собравшимися

В Мелитополь еврейская экспедиция приезжала и в прошлом году, но тогда в ее составе были старшие братья этих молодых людей. Они в этом году осваивают новый маршрут по Центральной Украине, а младшим подробно рассказали, кто и где будет их встречать в дороге. До Медового города «синагога на колесах» побывала в Николаеве и Одессе, Белгороде-Днестровском, Килие, Балте, Измаиле, Вознесенске, селе Вознесенском, Первомайске и Токмаке.

— Нас везде принимают очень тепло, — объясняет Леви. — Много интересных историй происходит, когда люди узнают, какие обычаи они должны и могут соблюдать. Вот, например, в Килие живет всего четрые еврея. Из них только двое нам открыли двери, потому что еще двое стареньких и больных. И один из них не согласился еще одеть тфилин. Сказал, что он пока еще не готов, хотя с радостью поставил мезузу на косяк своей двери. А другому — 78 лет, и он впервые в жизни одел тфилин. То есть, то, что еврею впервые надо сделать в 13 лет, он сделал только сейчас благодаря нашей передвижной синагоге.

— Давайте объясним читателям, что такое тфилин.

— Одна из заповедей Торы — книги законов, которые получены от Всевышнего, — это тфилин. Тфилин — это две коробочки, сделанные из кожи кошерного животного. Внутри них находятся пергаменты, на которых написаны главы Торы, в которых рассказывается о выходе евреев из Египта, и о том, что Всевышний — он один. Почему мы одеваем этот тфилин на голову и на руку? Потому что мы понимаем, что все, что есть в этом мире и всем, что происходит в мире, управляет Всевышний. Мы одну коробочку ставим на голову — напротив разума, что мы это понимаем, вторую крепим особым образом на левую руку напротив сердца, что мы это прочувствовали.

Тфилин — две коробочки из кожи кошерного животного

— Откуда взялись мицво-мобили?

— Этот мицво-мобиль — не наша идея. Это любавичский ребе Менахем-Мендл Шнеерсон в 1974 году сказал: «Есть люди, которые далеко. Берите машины — приезжайте к ним и давайте им все заповеди, которые необходимо, которые можно сделать так быстро — одеть тфилин и так далее». В мицво-мобиле имеются все еврейские атрибуты, необходимые для исполнения важных заповедей Торы. Наша задача — дойти до каждого еврея, несмотря на преграды, и показать ему, что о нем не забыли.

Мицво-мобили мы арендуем. Старшие братья, которые сделали этот проект в прошлом году, сказали, что они есть во всех странах мира, надо, чтобы и в Украине были. В этом году в августе по Украине проедут три мицво-мобиля, на следующий год планируется уже пять машин. Хотя такого количества их нет в нашей стране, потому придется ехать на них из Европы.

И еще они собираются на следующий год собрать студентов, которые разговаривают на русском языке. Всего 20 лет назад это было бы невозможно — не было людей, которые бы знали хорошо и еврейские традиции, и русский язык. Но потом в Украину приехали раввины, и теперь уже, слава Богу, выросли мы, их дети, которые и владеют русским языком, и знают традиции.

Мелитопольской еврейской общине вручили в качестве памятного подарка настенные часы, а всем пришедшим — наборы кошерных продуктов с мясными и рыбными консервами, сгущенкой и бубликами. Уже во дворе мужчинам налагали тфилин, попутно давая необходимые пояснения.

Фото на память — в обязательном порядке

А затем дружно сфотографировались на фоне «синагоги на колесах». В субботу здесь опять возносились молитвы к Богу, а в воскресенье мицво-мобиль продолжил свой путь.

Admin Автор:

Обсуждение закрыто.